*Расшифровку видеоинтервью читайте под статьей
Современный бизнес заметно меняется под влиянием технологий. Будь то ритейл, производство автомобилей или даже выпечка пиццы. Сегодня с помощью ИТ выявляют скрытые закономерности, точнее и быстрее принимают решения и даже предсказывают будущее. Гонки Formula 1не исключение. Успех команд зависит не только от мастерства пилота, качества трека и погоды. Большую роль в том, как выступит автомобиль, играют технологии. Томас Майер, главный управляющий директор команды Lotus F1, рассказал о том, как ИТ меняют столь быстрый и динамичный бизнес и как с их помощью инженеры собирают болиды, тестируют, модернизируют и не только.
Гонки – заведомо динамичный бизнес. Ключевые факторы успеха – скорость и мобильность. Причем на всех этапах гонки: на треке, при создании и тестировании болидов, при принятии оперативных решений и т. д. Важно, насколько сплоченно и эффективно работает вся команда: пилоты, инженеры, сервис, административный персонал – и насколько совершенно и технологично выстроены процессы. «Если раньше создание болидов, их тестирование, проверка треков – все это целиком проводилось физически, то сегодня подобные инструменты просто запрещены, – рассказывает Томас Майер, главный управляющий директор британской автогоночной команды Lotus F1. – Для этого используются различные виртуальные технологии: симуляторы гонок, математические модели, оценивающие технические характеристики болидов и треков». На гонках речь о конвейерном производстве не идет: детали для болидов создаются буквально за несколько дней, тестирование авто происходит в онлайн-режиме, в ходе самих заездов приходится оперативно реагировать на малейшие изменения. Физические возможности человека по скорости реакции ограниченны, и дело здесь – за технологиями и автоматизацией. Именно поэтому Lotus F1 строит свою стратегию работы, фокусируясь на данных и мобильности, благодаря чему с первых лет своего существования команда получила известность как самая инновационная команда чемпионата.
Болид F1 на сегодня, пожалуй, одна из самых совершенных машин на Земле с точки зрения рабочих характеристик. И по мощности в расчете на лошадиную силу, и по способности разгоняться и тормозить, и по способности проходить повороты, виражи. Formula 1 не зря называют «гонкой технологий»: чтобы построить гоночный болид, надо иметь производство, мало чем отличающееся от космической отрасли. Lotus F1 осуществляет основную часть разработок самостоятельно, это know-how команды. Однако все большую роль в создании машин играет аналитика.
Первый этап при создании болида – проектирование. С помощью суперкомпьютера разрабатываются аэродинамические характеристики формы авто. Компьютер обрабатывает до 500 моделей различных аэродинамических деталей.
После этого начинается работа в аэродинамической трубе: спроектированные конфигурации болида проходят тестирование. Поскольку машина должна быть создана к определенному сроку, испытания останавливаются сразу же, если становится очевидно, что болид не выходит на заданные параметры. Ведь даже сэкономленные 20 минут позволят ускорить производство. Это стало возможным благодаря анализу данных в режиме реального времени с помощью облачного сервиса Microsoft Azure Stream Analytics.
«В прошлом мы изготовили бы какую-то деталь, установили её в машину и отправились бы на гоночный трек для тестирования, теперь мы можем сделать это виртуально», – делится опытом Томас Майер.
«Пилот будет испытывать те же самые чувства и нагрузки, как при физическом разгоне, ускорении, торможении. После того, как он погоняется на тренажере, пот с него будет литься точно так же, как, если бы он вышел из настоящего болида, приняв участие в гонке».
Третий, финальный этап – производство физического болида, и здесь скорость не менее важна. Постоянно меняющиеся условия, новые правила, уникальные трассы и многое другое требует гибкости в управлении производством. «Это стимулирует нас постоянно менять свои подходы в деятельности, – говорит Томас. – Как любая другая компания, мы используем систему ERP, которая позволяет аккумулировать информацию о затратах, размещать заказы на закупку материальных ценностей и т. д. Ну и, собственно говоря, это та причина, по которой мы начали наше сотрудничество с Microsoft».
Готовые автомобили проходят испытания на реальной трассе. При этом на каждый болид устанавливаются сенсоры (порядка 250), которые по 200 защищенным каналам связи передают в боксы данные о 200 различных параметрах машин каждую тысячную секунды. Эти данные анализируются в режиме онлайн с помощью Azure Stream Analytic, а также хранятся для последующей обработки. Команда анализирует всю информацию, накопленную за 20 лет, чтобы выявлять закономерности и формировать прогнозы. Для этого применяются алгоритмы (математические модели), разработанные Lotus F1, а также сервис Azure Machine Learning, который оценивает, как изменятся финальные результаты, если сделать какие-либо изменения в настройке. Например, если чуть-чуть наклонить угол крыла, или если слегка повысить давление в шине, или если температура окружающей среды изменится на какую-то величину, как изменятся пороги интересующего показателя.
По мнению Томаса Майера, технологии должны предоставлять управленцам нужную информацию в нужное время, чтобы те могли принимать правильные решения. Мир меняется быстро, и то, что работало два года назад, сегодня уже устарело. Технологичному бизнесу следует подстраиваться под ускорение ритма, менять проекты и процессы, а также управленческие подходы. И очень важно «держать руку на пульсе» в плане контроля расходов.
По словам директора Lotus, гоночный бизнес – в первую очередь data driven –построен на больших объемах разноплановой информации. Все конструкторские и производственные компьютерные системы связаны с ERP-системой.
Также гоночный бизнес динамичный и подвижный, здесь часто нужно принимать оперативные решения, для которых, в свою очередь, требуются данные и их соответствующая визуализация. Для этого в компании Lotus используют Power BI. «Сегодня технологии шагнули вперёд: у нас имеются модели данных для бизнеса и технологии позволяют строить и отображать нужные графики в реальном времени», – делится Томас Майер. При таком раскладе менеджмент не зависит более от ИТ-персонала в подготовке отчётов.
Чемпионаты проходят в среднем раз в 2 недели, и каждый раз команда путешествует в новую страну, и очень важно обеспечить постоянную коммуникацию между командой на трассе и инженерами завода в Англии.
В разъездах важен каждый килограмм, поэтому Lotus F1 использует Microsoft Surface и Lumia: это позволило сократить вес перевозимого оборудования. На первый взгляд разница может показаться незначительной, однако, как утверждает Томас, для команды, бюджет которой составляет примерно 1/10 от средств, которыми располагают самые крупные игроки чемпионата, важен каждый сэкономленный доллар.
Участники «Формулы 1» ограничены в количестве персонала: по правилам на трассе может находиться (лимитированное количество людей от каждой команды – около 100 человек. Для общения «трассы» с производством Lotus использует технологии типа Skype для бизнеса. «Если, например, обнаружена какая-то проблема с двигателем, инженер на трассе использует эндоскоп для проверки внутренностей двигателя и при помощи лэптопа в реальном времени передаёт этот сигнал на производство, где команда инженеров поможет разобраться с проблемой», – приводит пример директор команды. Кроме того, управленцы используют разнообразные бизнес-приложения, установленные на их мобильных устройствах, облачные сервисы, такие как Microsoft Office 365, хранилища OneDrive для бизнеса и др.
Чтобы быть по-настоящему мобильными, использование Microsoft Surface и Lumia позволило сократить вес перевозимого оборудования. На первый взгляд разница может показаться незначительной, однако для команды, бюджет которой составляет примерно 1/10 от средств, которыми располагают самые крупные игроки чемпионата, важен каждый сэкономленный доллар.
Современный тренд в развитии технологий – трансформация данных в информацию, в контент. Пока речь не идёт об искусственном интеллекте, однако, по мнению Томаса Майера, это будет следующий логический шаг. Например, уже сейчас виртуальные помощники могут сопоставить календарь ваших встреч с дорожной обстановкой в вашем районе и предупредить о том, что вам нужно выехать заранее, чтобы успеть на свою встречу. Такой подход объединяет информацию, поступающую из разных источников, и генерирует новый контент на её основании, помогает принять квалифицированное решение.
Это меняет и роль технологий, уверен эксперт. Если раньше речь шла об обработке данных, то теперь можно говорить об «этике данных». «Если мы сведём воедино вашу историю перемещений в пространстве, данные о ваших покупках при помощи кредитной карты и вашу медицинскую историю, найдётся ли хотя бы один страховщик, соглашающийся вас застраховать? Вы можете собрать такие объёмы различной информации о каждом человеке, что это становится новым вызовом для общества», – заключает Томас. Так что время покажет, что будет дальше.
IT меняют индустрию очень сильно. Технологии сегодня позволяют нам делать вещи, которые были невозможны ранее. Например, в прошлом мы изготовили бы какую-то деталь, установили её в машину и отправились бы на гоночный трек для тестирования. Теперь мы можем сделать это виртуально. Я по-прежнему проектирую деталь в системе автоматизированного проектирования CAD , но тестироваться она будет в виртуальном болиде – математической модели реального автомобиля. Мы «сажаем» водителя в машину на симуляторе, и он отправляется на гоночный трек, который практически реален, потому что у нас есть карты и модели всех существующих гоночных трасс.
Если водитель способен проехать эту трассу быстрее, то мы можем изменить модель болида на симуляторе, не изготавливая реальной детали. Затем, когда подобраны оптимальные параметры, я иду к конструкторам и прошу их сконструировать эту деталь так, чтобы она обладала в точности такими же характеристиками, как ее виртуальный аналог в симуляторе. Таким образом, я могу экономить время и деньги благодаря IT. Наш бизнес – data driven. Мы получаем данные как собственно от продукта (автомобиля), так и от бизнеса. Все наши конструкторские и производственные компьютерные системы связаны с ERP-системой Microsoft Dynamics. В ней я вижу все бизнес-данные и KPI. Система даёт подходящие инструменты для своевременного принятия правильных решений всем работникам: исполнителям, среднему и высшему менеджменту.
Оставьте свои контактные данные для получения дополнительной информации.
Первый семинар состоится 19 февраля и будет посвящён вопросам эффективных продаж в компании.
Семинар откроется бизнес-лекцией директора программы MBA "Маркетинг и продажи" ВШМ НИУ ВШЭ Соустина Николая, и будет продолжен выступлениями топ-менеджеров российских компаний.
Среди приглашенных спикеров генеральный директор компании Pony Express Георгий Аликошвили, президент группы компаний "ОСГ Рекодз Менеджмент" Кшиштоф Бобровский, директор департамента по работе с корпоративными клиентами Microsoft в России Арсений Тарасов.
В ближайшее время он ответит на самый интересный вопрос, который будет опубликован на проекте.
Спасибо за ваш вопрос! Если ответ на ваш вопрос будет опубликован, мы оповестим вас по E-mail!
Подобно тому, как когда-то изобретение конвейера позволило поставить на поток автомобильное производство, информационные технологии трансформируют бизнес в наши дни. Автоматизированные системы учета и анализа обеспечат потенциал для увеличения эффективности и прибыли, существенно улучшат уровень принимаемых решений. Также эти технологии во многом повлияют на профессии будущего, снижение издержек, безопасность и инфраструктуру.
Если судить по нашей сфере профессиональных услуг, то, по данным исследований, некоторые услуги уже в самом ближайшем времени будут полностью автоматизированы. Например, на сайте NPR (http://www.npr.org/sections/money/2015/05/21/408234543/will-your-job-be-done-by-a-machine) размещен онлайн-инструмент, с помощью которого можно получить ответ на фундаментальный вопрос, волнующий каждого: «Будет ли ваша работа выполняться машиной?». Согласно инструменту, в основу которого положены данные исследований Оксфордского университета, вероятность того, что в ближайшие 20 лет некоторых аудиторов и бухгалтеров заменят машины, составляет немногим меньше 94%. Для некоторых сотрудников, занимающихся налоговыми расчетами, эта вероятность возрастает до почти 99%. Не менее высокие цифры зафиксированы и для многих других отраслей.
Мы ежедневно сталкиваемся с необходимостью не просто успевать за клиентами, нацеленными на активное освоение новшеств, а работать на опережение, что заставляет и нас самих трансформировать деятельность за счет внедрения новых бизнес-моделей.