О реорганизации бизнеса classified
Поделиться:
Антон Забанных
Директор classified-сервисов "Яндекса"
Антон Забанных: «Успех бизнеса зависит не только от технологий, но и от симбиоза онлайн-решений и офлайн-потребностей клиентов»

В «Яндексе» многое неординарно – люди, продукты, решения. И к вопросу трансформации бизнеса в «Яндексе» тоже подошли нестандартно. Пока многие компании консолидируются для достижения эффекта масштаба или сокращают непрофильные виды деятельности, в интернет-холдинге решили выделить агрегаторы объявлений и classified-сервисы (в самом «Яндексе» их называют «вертикалями») в самостоятельную компанию и уверены, что так они будут лучше и эффективнее развиваться. О том, как прошла реорганизация бизнеса, а также о том, как с ее помощью можно максимизировать доход компании, рассказал Антон Забанных, директор classified-сервисов «Яндекса» «Работа», «Недвижимость», «Путешествия» и «Авто.ру».

Время перемен

Кризис – это хорошее время, уверен Антон Забанных. Кризис позволяет изменить привычный уклад, расстановку сил на рынке, дает возможность найти новые инструменты для развития бизнеса. В «Яндексе» ставят перед собой амбициозную задачу – преобразить российский рынок classified (рынок сервисов онлайн-объявлений), который сегодня далек от зрелости.

По словам Забанных, в сегменте classified в России творится «тихий ужас». Те, кто хочет купить или продать подержанное авто или квартиру на вторичном рынке, сталкиваются с мошенниками, «черными» риэлторами и автосалонами, ужасным клиентским сервисом. «Люди тратят время, ездят впустую в салоны, компании, всё очень неудобно», – объясняет Антон Забанных. Поэтому у компании глобальная цель – сформировать понятный и прозрачный рынок, а сам «Яндекс», по замыслу Антона, должен задавать на нем стандарты качества.

Чтобы справиться с нетривиальной задачей по формированию рынка, было принято решение выделить агрегаторы объявлений и classified в отдельный бизнес. В «Яндексе» главный продукт – это поиск, и вся монетизация бизнеса крутится вокруг него. Остальные сервисы либо помогают поиску быть больше, либо являются небольшими экспериментами.

«Отделиться – значит быстрее принимать решения: люди чётче осознают приоритеты и работают только на них».

Трансформация стала стимулом для развития. Удалось создать гибкий и динамичный стартап, который при этом имеет возможность использовать преимущества крупной компании. «Мы самостоятельны, мы быстры, но в случае необходимости мы обращаемся к «большому» «Яндексу», – поясняет Антон Забанных. – Скажем, маленькая компания со штатом чуть более 100 человек не может позволить себе самостоятельную разработку  инфраструктурного ПО».

Собственно, выделяя «вертикали» в отдельную структуру, «Яндекс» стремился создать дополнительные источники дохода. «В результате трансформации получился хороший стартап, образовалась новая жизнь, – говорит Антон. – Мы уверены, что за этим подтянется и новый большой бизнес».

Вопросы реорганизации

Само выделение вертикалей, по словам представителей компаний, прошло довольно просто. Процесс был больше юридический, чем технический, поэтому во многом он сводился к подписям, документам и проч. Технические же вопросы возникали не только и не столько с трансформацией бизнеса, сколько с интеграцией одного из довольно успешных нишевых ресурсов «Авто.ру» в инфраструктуру «Яндекса».

«Яндекс» приобрел «Авто.ру» в 2014 году за $175 млн. «Сделка по тем временам была дорогая, а по текущим – вообще космически дорогая, но мы считаем, что это не просто так потраченные деньги, у нас получается неплохо расти», – говорит Антон Забанных. По его словам, рынок classified во всем мире склонен к монополизации, если его успеет занять один игрок. В некоторых странах так и происходит, а в некоторых игроки всё же делятся по нишам. В такой путь развития российского рынка верят в «Яндексе».

«Покупкой «Авто.ру» и дальнейшими действиями мы двигаем рынок, чтобы монополия не сложилась, при наличии конкуренции пользователям будет только лучше».
Технологии для бизнеса и для себя

Сlassified-сервисы оперируют гигантскими массивами данных, ведут аналитику по продуктам и пользователям, сегментируют объявления и пользователей, прогнозируют. Оценивают, куда движется рынок, с какой скоростью продаются конкретные объекты – будь то «Форд-Мондео» 2011 года выпуска белого цвета или квартира на ул. Полярная в Москве, рассчитывают свои доходы от новых услуг, строят планы по экспансии в регионы страны. И все это получается довольно неплохо: прогнозные оценки совпадают с реальными показателями, планы выполняются. Также в «Яндексе» отслеживают влияние макроэкономических событий. «Было очень интересно смотреть в конце 2014 года, когда доллар подскочил с 30 до 60, люди начали скупать вообще все автомобили, на «Авто.ру» объявления снимались экстремально быстро», – вспоминает Антон Забанных.

Все это большая технологическая работа, и «Яндекс» сделал массу собственных решений. Такие масштабные решения чаще всего – индивидуальная разработка, а не готовый «коробочный» продукт. В то же время Антон Забанных уверен, что секрет бизнес-успеха не столько в технологиях, сколько в том, чтобы иметь идею и понимать, как можно в лучшую сторону изменить существующий порядок вещей.

К технологиям все очень быстро привыкают и уже не замечают их. Так, когда-то «Яндекс» воплотил в жизнь «Яндекс.Такси», и теперь москвичам сложно себе представить, как ловить машину с поднятой рукой. В данном случае, по словам эксперта, технологии меняют жизнь, но не так важно название какого-то программного продукта, как важна организация симбиоза процессов в онлайне и офлайне, вследствие которых меняется и образ жизни. Так, скажем, модифицировались и инструменты коммуникации людей. «Мы перестаем общаться в синхронном режиме, это очень расточительно с точки зрения времени, – рассказывает он. – Сегодня все больше вопросов решается в мессенджерах, больших групповых, маленьких по тематикам, индивидуальных. Коммуникации стали несинхронными и круглосуточными, время дня и ночи не влияет на производственный процесс, он не останавливается».

«В нашем бизнесе очень многое зависит от гипотезы, – поясняет Антон Забанных. – Гипотезы должны быстро проверяться, для этого, конечно, нужны люди и технологии, которые могут очень быстро собрать из идеи некий прототип, который можно проверить на живом рынке. Некоторые наши достаточно сложные «придумки» уже через 2–3 недели от момента идеи появляются на рынке! Это происходит не вследствие какой-то технологии, а потому что людям это интересно», – подчеркивает эксперт.

Классифайды «Яндекса» – это про то, чтобы менять рынок

Все классифайды и агрегаторы объявлений «Яндекса» были безубыточными либо прибыльными до трансформации и продолжили приносить доход после нее. Доходы классифайдов по итогам 2015 года по сравнению с 2014-м выросли в 1,5 раза. Однако, по словам Антона Забанных, стратегия заключается не только в росте дохода, но и в том, чтобы зарабатывать, инвестировать в развитие, менять рынок. «Это про всё: и про технологии, и про аудиторию, и про продукты, которые меняют рынок, и про людей, которые конструируют продукты, и про решения, которых рынок ждет или даже еще не ждет», – говорит Антон.

«В будущем возможны и покупки каких-то нишевых игроков. Но, скорее, classified-продукты «Яндекса» будут сконцентрированы на повышении эффективности их монетизации».

«Яндексу» нужно, чтобы появились альтернативные виды выручки, помимо «поисковой».

«Наши вертикальные сервисы зарабатывают не только на контекстной рекламе, хотя и там заметный процент нашей выручки. Почти половина нашего дохода – на продажах права размещения объявлений у нас и на промоуслугах  по выделению этих объявлений из списка, – поясняет Антон. – Наша задача, чтобы количество денег, которые автодиллер или риэлтор вкладывают в нашу систему, прямо влияло на вероятность продажи его продуктов и услуг. Проще говоря, размещая объявление на «Авто.ру», вы точно получите больше звонков, чем с какого-либо другого ресурса. Причем мы берем небольшие суммы. В свою очередь, пользователи получают централизованный ресурс, где могут выбрать лучшее предложение».

Репутация такого лучшего игрока, по мнению эксперта, складывается из следующих составляющих: всеобъемлющая база объявлений, качественный и полный их контент, а также brand awareness – знание бренда, упоминание людей, каким ресурсом они пользуются. Для контроля качества объявлений в «Авто.ру» и «Яндекс.Недвижимости» работают специалисты, которые делают «контрольные закупки», выключают нечестные салоны, убирают плохие объявления. Это дает максимальный эффект.

«Люди должны у нас находить всё и при этом не сталкиваться с чем-то неприятным, –подчеркивает Антон Забанных. – Мы в начале пути, но понимаем, что уже сделали много». «Надеюсь, у нас всё получится, – продолжает он. – Благо собралась хорошая команда людей, которым нравится решать задачи, а не просто ходить на работу. Когда люди увлекаются на работе игрой по решению задач, которая в конечном счете превращается в большой бизнес, – это делает компанию успешной. Время покажет, но однозначно кризис – это очень хорошо, потому что в это время как раз рынок можно изменить, если хватит сил. И я надеюсь, у нас сил хватит…».

Комментарии от партнёра:
Артем Касабов, вице-президент МКБ

Технологии трансформируют манеру поведения потребителей, а потребители, в свою очередь, заставляют технологии меняться. В больших городах технологичные стартапы и финтех приживаются быстрее, потому что позволяют решить одну из главных проблем −  дефицит времени. «Яндекс» с его classified-сервисами и приложениями − хорошее тому подтверждение. 

 

Сегодня вызвать автомобиль в любую точку города можно за 5 минут и оплатить поездку картой, уже привязанной к приложению. А ещё 10 лет назад надо было идти на улицу и «ловить» машину поднятием руки или ждать такси часами. При этом мы очень быстро привыкаем к изменениям, к модернизации. Стоит на рынке появиться какому-нибудь ноу-хау, как оно почти сразу становится нормой и уровень требований клиентов к продуктам вырастает. В банковском бизнесе так было с платежами в одно касание, полетами за накопленные мили, моментальными переводами с карты на карту. В сфере логистики и перевозок − это приложения для вызова такси. В индустрии специфической интернет-торговли − это «заточенные» под определенную тему сайты, например «Авто.ру» и др.     

 

Технологии полностью изменили модель поведения клиентов, а значит, и бизнес-подход. Сегодня конкуренция между компаниями на всех рынках обостряется. Нам всем нужно понимать потребности клиентов и искать технологические и офлайн-возможности сделать их жизнь проще, а самих клиентов − лояльнее.

Поделиться:
Все секреты успешной практики
[ Получить больше решений ]
Мы будем рады рассказать Вам больше историй об успехах применения современных технологий в различных отраслях российского бизнеса.
Выделенные поля обязательны для заполнения!
[ Получить отчет ]
Оставьте свои контактные данные для оправки вам результатов исследования “Задачи современного бизнеса и роль технологий в их решении”
Выделенные поля обязательны для заполнения!
[ Получить решение ]
Ваша компания заинтересована в таком же решении?
Оставьте свои контактные данные для получения дополнительной информации.
[ Задать вопрос ]
Задайте свой вопрос спикеру.
В ближайшее время он ответит на самый интересный вопрос, который будет опубликован на проекте.
Выделенные поля обязательны для заполнения!
[ ]

Спасибо за ваш вопрос! Если ответ на ваш вопрос будет опубликован, мы оповестим вас по E-mail!

[ ]

Благодарим вас за проявленный интерес!

Яндекс.Метрика