Сегодня многие компании сталкиваются с выбором: экономить или инвестировать. С одной стороны, оптимизация затрат в турбулентных экономических условиях кажется наиболее логичным выходом. С другой – обострение конкурентной ситуации требует вложений в развитие бизнеса, в противном случае компания рискует своим будущим. Антон Мироненков, директор по стратегии X5 Retail Group, ведущего мультиформатного розничного продуктового ритейлера России, рассказал о том, как в компании подходят к разрешению этой дилеммы.
Экономическая ситуация в России в течение последнего года существенно изменилась. Особенно ярко это сказывается на потребительском поведении и снижении спроса. Люди стали меньше покупать, делают выбор в пользу более дешевых вещей и продуктов, стараются реже ходить в магазины. В такой ситуации ритейлерам непросто... Некоторым компаниям не приходится выбирать: кредитные ставки не оставляют возможности инвестировать. Другие, например X5 Retail Group, находятся в более выигрышной ситуации. Однако менять подходы к ведению бизнеса, чтобы не только выстоять в кризис, но и добиться роста, приходится всем.
«У нас сегодня совершенно новые задачи, – рассказывает Антон Мироненков, директор по стратегии X5 Retail Group. – Буквально вчера я видел в магазине, как человек стоит со списком и выбирает по нему товары. Раньше этого не было: люди просто приходили за продуктами и покупали их, сегодня же многие экономят, берут в магазинах исключительно то, что запланировали заранее».
В такой ситуации, по словам Мироненкова, основная задача – понять, какие товары сегодня будут пользоваться спросом, и дать возможность покупателю приобрести их по приемлемой цене. Для этого надо максимально эффективно организовать все процессы: закупки, логистику, мерчандайзинг, работу персонала и многое другое. Кроме того, важно прогнозировать движение денежных потоков и предусматривать потенциальные риски кассовых разрывов. «Проще говоря, мы всегда контролируем, чтобы компания не тратила больше, чем может себе позволить», – подчеркивает он.
Новые экономические условия, по мнению Антона Мироненкова, требуют прежде всего быстроты реакции. Ритейлерам необходимо отслеживать малейшие изменения – будь то предпочтения покупателей или снижение качества поставляемой партнерами продукции, отсутствие товара в магазине – и молниеносно реагировать на них.
Это касается не только глобальных стратегических вопросов, но и повседневных задач, из которых складывается операционная эффективность, и имидж торговых сетей. Например, в магазине сети проходит продуктовая акция, а товар по акции кончился. Надо оперативно среагировать и придумать, что предложить покупателям, чтобы они не были разочарованы. «Мы живем в век информационных технологий, и если раньше узнать, что некий поставщик в Нижнем Новгороде перестал привозить в магазин хлеб, на следующий день было нормально, то сейчас мы можем увидеть это в наших системах практически мгновенно. Скорость получения информации играет критическую роль в принятии управленческих решений».
Х5 Retail Group анализирует практически все аспекты бизнеса, чтобы точнее выстраивать стратегию, быстрее принимать решения, в какие проекты инвестировать, и минимизировать риски. Именно анализ рисков, по мнению Мироненкова, в небезопасное для бизнеса время требует особого внимания. Как публичная компания, X5 Retail Group осуществляет его на постоянной основе. «Мы должны предвидеть, какие риски могут реализоваться, и подготовиться к ним, – убежден Антон. – Мы, конечно, не можем избежать всех рисков, но сделать все необходимые шаги, чтобы их минимизировать, мы просто обязаны».
Чтобы постоянно чувствовать «сердечный ритм» собственного бизнеса, компанией в режиме реального времени анализируются огромные массивы информации. Это и результаты продаж, которые позволяют понять, как меняется потребительское поведение, и различные исследования рыночной ситуации, и анализ деятельности конкурентов, и др.
Для оценки микро- и макроэкономических рисков при среднесрочном планировании – оно в компании осуществляется на 4 года – в X5 Retail Group применяет современные методы и инструменты предиктивной аналитики.
Планирование собственных маркетинговых акций, а также промокампаний, реализуемых совместно с производителями товаров, требует точных расчетов. Сегодня Х5 внедряет ИТ-решение, которое позволит в считанные минуты обрабатывать массив из нескольких миллиардов кассовых чеков. Обезличенная информация о покупках накапливается в облаке, где с помощью специальных инструментов можно проанализировать, как ведут себя потребители, какие товары они обычно приобретают в комплекте с другими. На основе полученной информации компания планирует повысить эффективность множества операций – от планирования спроса до корректировок цепочек поставок и пулов поставщиков.
Инвестиционный потенциал открытия новых магазинов в X5 Retail Group также оценивают на основе аналитики.
«Мы получаем информацию о количестве жителей и их покупательской активности в регионах, где компания развивается, – рассказывает Мироненков. – Эти данные оцениваются экспертами с помощью собственной геоинформационной системы: так мы прогнозируем, необходимо ли инвестировать в открытие того или иного магазина». Эксперт утверждает, что у X5 Retail Group в среднем фактические показатели открываемых магазинов отклоняются менее чем на 10% от запланированных на основе анализа результатов.
На старте проекта не всегда можно точно определить итоговую прибыльность, поэтому целесообразно говорить об ожидаемых показателях, считает Мироненков. И если вложения сразу не приносят отдачи, это не является безусловной причиной для отказа от инвестирования. Проект может окупиться позже и продемонстрировать великолепный финансовый результат.
По его мнению, хороший пример удачного проекта – обособление транспортного подразделения в отдельное направление бизнеса: сегодня это направление успешно оказывает услуги по перевозке, в том числе сторонним клиентам, и приносит прибыль компании.
Мироненков считает, что не менее важно уметь вовремя закрыть некоторые направления и признать свои ошибки. «У нас был онлайн-магазин Е5, который не вышел за короткое время на высокие показатели», – рассказывает он, проект как самостоятельное направление бизнеса внутри Х5 пришлось закрыть. Но накопленный опыт позволяет планировать развитие интернет-направления в будущем – уже на базе одной из торговых сетей. «С одной стороны, у нас был неудачный проект, но с другой – мы получили бесценный опыт: он позволит осуществлять новые проекты в онлайн-направлении, но уже с учетом прошлых ошибок».
Сегодня компания X5 Retail Group открывает более чем 1000 новых магазинов в год, и темпы развития ее торговых сетей в кризис не снижаются. При значительном объеме капитальных вложений весьма весомой оказывается доля ИТ: на информационные технологии приходится 10% общих капитальных затрат компании. «Каждый магазин – это целый микромир, это касса, сеть wi-fi, сканеры и принтеры, терминалы приемки и еще много чего, за что отвечает ИТ, поэтому X5 Retail Group активно инвестирует в информационные технологии, при этом более 50% вложений в ИТ – в развитие новой инфраструктуры и технологий», – с гордостью сообщает Антон Мироненков и добавляет: «Мы не просто поддерживаем существующую сеть, но и вкладываем в будущее – и цифры это подтверждают».
Оставьте свои контактные данные для получения дополнительной информации.
Первый семинар состоится 19 февраля и будет посвящён вопросам эффективных продаж в компании.
Семинар откроется бизнес-лекцией директора программы MBA "Маркетинг и продажи" ВШМ НИУ ВШЭ Соустина Николая, и будет продолжен выступлениями топ-менеджеров российских компаний.
Среди приглашенных спикеров генеральный директор компании Pony Express Георгий Аликошвили, президент группы компаний "ОСГ Рекодз Менеджмент" Кшиштоф Бобровский, директор департамента по работе с корпоративными клиентами Microsoft в России Арсений Тарасов.
В ближайшее время он ответит на самый интересный вопрос, который будет опубликован на проекте.
Спасибо за ваш вопрос! Если ответ на ваш вопрос будет опубликован, мы оповестим вас по E-mail!
Чаще всего стратегия (на 1 год, 3 года, 5 лет и т. д.) состоит из следующих этапов: попытка на основании прошлого и настоящего «угадать» будущее, определение своего места в угаданной версии будущего, а затем подготовка плана мероприятий, необходимых для того, чтобы занять это самое место в угаданном будущем. При этом все понимают, что будущего не знает никто и что зачастую сразу после принятия стратегии ход событий может начать отличаться от прогнозов. Вы анализируете огромные массивы информации, каждый день пытаетесь прогнозировать будущее, оцениваете каждый новый факт с точки зрения его влияния на реализуемую стратегию. Информации о том, что происходит в данный момент, никогда не бывает достаточно, поэтому все равно придется решать систему из трех уравнений с четырьмя неизвестными. Оттягивать процесс принятия решений в надежде, что будет больше информации, на мой взгляд, неправильно, ведь те переменные, которые были известны ранее, вновь станут неизвестными.
Наилучшая практика – сократить затраты там, где твои позиции на рынке слабее, и направить высвободившиеся ресурсы в те проекты, которые помогут вам увеличить долю рынка.