Полная перестройка бизнес-процессов, радикальное ускорение и улучшение качества работы, повышение прозрачности бизнеса для акционеров и инвесторов — всего этого компания Lamoda достигла благодаря внедрению современной ERP-системы. Впереди — главная цель проекта по ее созданию, выход на IPO.
Lamoda наверняка хорошо знакома любому жителю России, хотя бы раз делавшему покупки в Сети . Компания весьма заметна в сегменте онлайн-торговли: за 5 лет она стала одним из лидеров e-commerce в сфере моды и работает уже не только в России, но и в Казахстане, Белоруссии и на Украине. Ассортимент, включающий более 2 миллионов наименований, свыше 1000 брендов, тысячи отгрузок ежедневно, собственная служба доставки и маркетплейс, позволяющий приобрести товары и других магазинов, — все это говорит не только о масштабах бизнеса, но и о том, насколько сложно им управлять.
Как онлайн-ритейлер Lamoda с самого начала уделяла серьезное внимание развитию IT. А если учесть, что компания активно привлекала и привлекает иностранные инвестиции, то не удивительно, что уже на первых этапах в Lamoda внедрили комплексную систему управления предприятием, которая развивалась по мере роста бизнеса. В ней нашли отражение не только достижения и новшества, но и естественные для стартапа ошибки, например недочеты в архитектуре системы, ее недостаточная производительность. По словам управляющего директора и соучредителя Lamoda Доминика Пиккера, сотрудникам ежедневно приходилось вручную сводить информацию из множества разных источников и пересчитывать цены в валютах Казахстана, Украины и Белоруссии, что замедляло рабочий процесс и приводило к ошибкам.
Стремительный рост стартапа заставил его руководство принять непростое решение о переходе на новую систему управления. Теперь во главу угла компании встали новые стратегические цели − прозрачность бизнеса для акционеров и инвесторов и последующий выход компании на IPO. Поэтому основными требованиями к новой платформе были ее известность международным аудиторам и инвесторам, наличие «аудиторского следа» вероятность восстановить историю и источники принятых решений) и широкие интеграционные возможности. Что касается бизнес-процессов, то в первую очередь компания планировала автоматизировать закупочную деятельность, наиболее критичную и уязвимую сферу бизнеса. Однако вскоре стала очевидной выгода подключения к ERP и остальных ключевых бизнес-процессов: продаж, логистики, ценообразования и маркетинга.
Изменился и первоначальный концептуальный подход. Если в начале проекта ритейлер планировал просто автоматизировать существующие бизнес-процессы, то по ходу разработки системы принял решение привлечь к сотрудничеству консалтинговую компанию, с тем чтобы модернизировать управление отдельными видами деятельности. Так видение внедряемой ERP-системы изменилось с as is на to be — не «как есть», а как «должно быть».
«Изначально мы пытались приспособить современную ERP-систему к сырым бизнес-процессам. Такой подход оказался неверным, и мы начали снова повторять те же ошибки, что были допущены при внедрении 1С. И когда к проекту подключились специалисты PriceWaterhouse Coopers, их основная рекомендация оказалась принципиальной: изменить бизнес-процессы в компании в соответствии с современными требованиями. Так проект по развертыванию ERP-системы превратился в проект по модернизации корпоративного управления», — отметил Доминик Пиккер.
К примеру, до внедрения Dynamics AX всё ценообразование в Lamoda осуществлялось вручную, при помощи Excel— медленно, с большим количеством ошибок и неточностей. Перевод этого бизнес-процесса в ERP существенно изменил его: теперь система получает информацию о закупках, консолидирует ее, на основе специальных алгоритмов формирует актуальные продажные цены, обновляет цены в соответствии с сезонностью продаж, передает результаты для интернет-магазина.
Конечно, осуществить такие серьезные перемены было непросто. По словам Пиккера, компании пришлось переориентировать IT-команду на новые стандарты работы. Сложность заключалась еще и в том, что в ходе проекта многие бизнес-процессы при развертывании новой системы дублировались и в 1С, и в Dynamics AX.
На сегодняшний день создание корпоративной ERP-системы в Lamoda близко к завершению — полностью перейти на использование Dynamics AX компания планирует с июля текущего года. При этом не охваченными новой системой останутся только отдельные бизнес-процессы: зарплата и кадры, налогообложение и ряд других. Но принципиальные результаты видны уже сегодня.
Корпоративная ERP-система позволила полностью обновить бизнес Lamoda. Компания заново сформулировала свой подход к организации работы, коренным образом изменила бизнес-процессы, причем целый ряд из них появился в компании впервые. Бизнес Lamoda стал быстрее и эффективнее — типовые операции теперь выполняются на 20−50 процентов быстрее, чем ранее, редкостью стали ошибки, вызванные неправильным вводом данных. Бизнес стал прозрачнее для акционеров и инвесторов, а значит, получил новые возможности развития. Выход на IPO еще впереди.
Оставьте свои контактные данные для получения дополнительной информации.
Первый семинар состоится 19 февраля и будет посвящён вопросам эффективных продаж в компании.
Семинар откроется бизнес-лекцией директора программы MBA "Маркетинг и продажи" ВШМ НИУ ВШЭ Соустина Николая, и будет продолжен выступлениями топ-менеджеров российских компаний.
Среди приглашенных спикеров генеральный директор компании Pony Express Георгий Аликошвили, президент группы компаний "ОСГ Рекодз Менеджмент" Кшиштоф Бобровский, директор департамента по работе с корпоративными клиентами Microsoft в России Арсений Тарасов.
В ближайшее время он ответит на самый интересный вопрос, который будет опубликован на проекте.
Спасибо за ваш вопрос! Если ответ на ваш вопрос будет опубликован, мы оповестим вас по E-mail!